Профориентационная работа в школе

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.


Цель профориентационной работы :
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- активизация у школьников процесса профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
 

Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
 

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

 

Этапы и содержание профориентационной работы :
 

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Формы профориентационной работы на пропедевтическом этапе:

  • Экскурсии на производства
  • Проектные работы: «Профессия моих родителей», «Кем я хочу стать» (сочинения, рисунки)
  • Классные часы
  • Конкурс-эссе «Я и моя будущая профессия»
  • Профпросвещение

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Формы профориентационной работы на поисково-зондирующем этапе:

  • Экскурсии на производства
  • Классные часы по профориентации
  • Конкурсы: конкурс-эссе «Я и моя будущая профессия, конкурс проектов «Я и моя профессиональная карьера»
  • Практическая, трудовая, общественно-значимая работа
  • Встречи с профессионалами своего дела (родителями, бабушками, дедушками)

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Формы профориентационной работы на этапе профессионального самоопределения:

  1. Профориентационная диагностика, консультирование, профпросвещение:
    • предоставление информации о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства
    • знакомство с правилами выбора профессии
    • формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией
  2. Элективные курсы
  3. Экскурсии на предприятия, посещение ВУЗов, ССУЗов
  4. Встречи с представителями учебных заведений
  5. Классные часы

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Формы профориентационной работы на этапе профильного обучения:

  • Профильное обучение
  • Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т.п.).
  • Классные часы
  • Встречи с представителями учебных заведений
  • Встречи с представителями разных профессий.
  • Экскурсии на предприятия (практики).
  • Тренинги.

 

 НАШИ ПАРТНЕРЫ

  • ГБУ «Городской центр профессионального и карьерного развития»
  • Московский финансово-промышленный университет «Синергия»